Афиша мероприятий
На этой странице публикуется различная информация о работе Центра наставничества, статьи, новости и другая информация.
28 июня 2023г. состоялось заключительное заседание в текущем учебном году рабочей группы по реализации целевой модели наставничества в колледже.
Были подведены итоги работы группы за истекший период. В колледже были разработаны Положения о системе наставничества педагогических работников и о системе (целевой модели) наставничества. Данные положения были одобрены Республиканским институтом развития профессионального образования. Члены рабочей группы ответственно подошли к планированию наставнической деятельности и в кратчайшие сроки были разработаны программы наставничества в колледже по всем формам и направлениям.
Также в ходе заседания были определены основные направления наставнической деятельности на летний период и новый учебный год.
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В КОЛЛЕДЖЕ
Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направлением в деятельности СПО. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции.
Опыт старшего мудрого наставника, внимательное отношение, помощь и поддержка – залог успешного вхождения молодого педагога в одну из самых сложных в современном мире профессий. Чтобы данный процесс прошел менее болезненно и более успешно для начинающего преподавателя, члены совета наставничества ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж» поделились опытом профессиональной деятельности, дали рекомендации молодому специалисту.
Авдашкевич О.И. в «Опыте применения активных методов обучения на занятиях транспортных дисциплин» представила основные методы активного и интерактивного обучения, используемые в образовательном процессе преподавания транспортных дисциплин. Дала классификацию активных методов обучения, позволяющих понять роль и место каждого метода в разных видах учебной деятельности.
Лиховид О.А. представила свой «Опыт применения проектной деятельности при обучении иностранному языку», в котором рассмотрела достоинства и преимущества данного метода в организации внеаудиторной деятельности.
Ларина Н.Е. поделилась опытом применения проектных технологий при освоении студентами специальностии 15.02.08 «Технология машиностроения» профессиональных компетенций при прохождении учебной практики.
Болдарева И.И. в статье «Использование информационных технологий для изучения программно-аппаратных комплексов в процессе подготовки специалистов» рассмотрела опыт использования программно-аппаратных комплексов и разработки проектов с использованием кросс-платформы Arduino как наиболее приспособленной для учебных и не только учебных целей. Привела реальный пример использования информационных обучающих технологий, которые позволили практически с нуля создать в процессе научно-технического творчества студентов устройства с использованием IT-технологий.
Шемякова Н.М. в своей статье предложила методические рекомендации для преподавателей по подготовке студентов к олимпиаде, т.к. олимпиада — одна из наиболее распространенных форм работы с одаренными и талантливыми студентами в Российской Федерации.
Дубина О.М. в рассмотрела основные проблемы студентов «группы риска» ПОО СПО; охарактеризовала принципы и этапы работы классного руководителя с данной категорией обучающихся. Проанализировала типичные личностные нарушения студентов «группы риска», раскрыла основные симптомы и способы коррекции таких нарушений. На основе изучения и обобщения опыта работы лучших педагогов-наставников, а также педагогического опыта автора статьи изложены практические советы и рекомендации молодым (начинающим) классным руководителям по организации воспитательного процесса со студентами «группы риска».
Кудокоцева В.А. раскрыла суть дигитальных технологий, как ключевую компетенцию современной грамотности преподавателя информатики колледжа. Для молодого специалиста очень важно уметь проводить занятия в дистанционном формате, использовать онлайн-платформы и онлайн-коммуникации.
Надеемся, что опыт профессионалов поможет начинающим специалистам реализовать себя, найти свою методическую «изюминку», развить личностные качества и профессиональные умения.
Электронный сборник с лучшими практиками наставничества в колледже находится на сайте ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж». (Перейти на страницу с лучшими практиками)
14 июня 2023г. состоялось очередное заседание рабочей группы, посвященной реализации целевой идеи наставничества в колледже. На встрече были представлены программы кураторов, ответственных за руководство наставничеством в колледже.
В ходе дискуссии установлены единые подходы к планированию мероприятий на перспективный период и разработаны структурные и логические этапы работы, а также уточнены сроки реализации намеченных планов.
Было принято решение провести промежуточные и итоговые мероприятия с привлечением молодых преподавателей и преподавателей-совместителей.
7 июня 2023 года в ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж» прошел тренинг для классных руководителей 4 курса по составлению резюме для студентов-выпускников. В рамках наставнической работы Шемякова Наталья Михайловна сделала обзор онлайн-конструкторов создания резюме, подготовила краткую инструкцию по составлению резюме и показала пример оформления этого документа.
Участники тренинга обсудили, как наилучшим образом составить резюме начального уровня, которое демонстрирует навыки, опыт и образование выпускника колледжа. Поскольку большинство выпускников колледжей не имеют профессионального опыта работы, наша задача в этих резюме приоритет отдать образованию, стажировкам, обучению и передаваемым навыкам, чтобы показать потенциал соискателя.
30 мая 2023 года состоялось очередное заседание рабочей группы по реализации целевой модели наставничества в колледже, на котором рассматривалась актуальность вопросов наставничества, необходимость их широкого обсуждения, важность развития движения наставничества, повышение социального статуса наставника и признание роли и места наставника в обществе.
В ходе заседания обсуждался вопрос разработки мероприятий по планированию наставнической деятельности в колледже в целом и по каждому направлению в отдельности. В основу разрабатываемых мероприятий был положен SWOT-анализ форм наставничества «педагог-педагог», «студент-студент», «работодатель-студент», изложенный в Положении о системе (целевой модели) наставничества в ГБПОУ «МТТК».
Проанализированы сильные и слабые стороны каждой из рассмотренных форм и сделаны соответствующие выводы. Программа наставничества создает новую плодотворную среду, в которой раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, молодых специалистов, представителей предприятий, родителей.
ПРОШЕЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
19 мая 2023 года Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» при участии Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики проведен круглый стол «Наставничество как элемент государственной политики в сфере образования», посвященный обсуждению актуальных вопросов наставничества.
В работе Круглого стола приняли участие в очном и дистанционном форматах представители образовательных организаций городов Донецка, Макеевки, Амвросиевки, Харцызска и Горловки. Всего в обсуждении приняли участие 7 образовательных организаций и 9 работников ИРПО.
Актуальность вопросов, рассматриваемых в рамках круглого стола, необходимость их обсуждения педагогическим сообществом обусловлена важностью развития движения наставничества и тиражирования лучших практик наставничества в Донецкой Народной Республике, повышения социального статуса наставника и признания роли и места наставника в обществе.
Круглый стол проводился с целью обсуждения приоритетных вопросов наставничества и основных аспектов легализации деятельности наставников.
На обсуждение были вынесены следующие темы:
- Законопроект о наставничестве
- Профессиональный стандарт «Наставник»
- Мотивация труда наставников
- Ассоциация наставников
В ходе обсуждения предложенных тем участники заседания выступили с инициативами и предложениями, которые вошли в резолюцию круглого стола. По итогам проведения круглого стола предложено поддержать инициативу Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова о закреплении нормативно-правового статуса наставничества на законодательном уровне.
По первому вопросу предлагаем в Закон «О наставничестве» включить следующие основные положения и разделы:
- основные понятия (наставник, наставляемый, наставничество, наставническая деятельность);
- права и обязанности наставников и наставляемых;
- формы и виды наставничества
- программа наставничества (наставническая деятельность);
- система мотивации наставников и оплата труда;
- оценка и мониторинг развития системы наставничества.
По второму вопросу считаем, что:
- профессиональный стандарт «Наставник» должен определять цель деятельности педагога-наставника, требования к знаниям, умениям и компетенциям, опыту работы, трудовым функциям, содержанию деятельности;
- при разработке профессионального стандарта «Наставник», необходимо дифференцировать требования к наставнику, осуществляющему деятельность в образовательном учреждении, и к наставнику, работающему в производственном коллективе. Общими для обоих категорий должны быть требования к знаниям и компетенциям, профессионально и лично значимым качествам, функциям педагога-наставника. Вместе с тем содержательное наполнение реализуемых функций должно быть различным, что должно найти отражение в тексте профессионального стандарта;
- при определении должностных обязанностей наставника ориентироваться на профессиональный стандарт «Наставник»;
- трудовой договор с наставником составлять на основе профессионального стандарта «Наставник».
По третьему вопросу выделяем материальную и нематериальную мотивацию наставников.
- материальная мотивация наставников предусматривает:
— установление тарифного разряда не ниже 12;
— максимальный размер доплаты за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных должностных обязанностей;
— установление максимальной надбавки за стаж педагогической работы независимо от фактического стажа;
— единовременную премию, в случае достижения наставляемый заданных показателей или по итогам успешного прохождения им испытательного срока; - нематериальная мотивация наставников предполагает:
— публичное признание значимости работы наставников для организации, популяризация в коллективе их опыта и достижений;
— предоставление наставникам возможности создавать свои авторские школы;
— поощрение разнообразными знаками отличия организации, придающих наставникам особый статус в компании (значки, наклейки, грамоты и т.п.);
— проведение конкурса на определение лучшего наставника;
— вручение специальных памятных подарков на мероприятиях организации;
— размещение информации о наставниках и достижениях их подопечных на сайте и в сообществах организации в социальных сетях;
— предоставление дополнительных дней к отпуску.
По четвертому вопросу предлагаем создать региональную Ассоциацию наставников. При разработке Положения об Ассоциации наставников внести следующие пункты: цель, задачи, участники ассоциации и их права, формы и методы работы.
Целью Ассоциации является распространение, объединение и поддержка наставничества в образовательных организациях.
Задачи Ассоциация:
- организация и сопровождение сотрудничества между членами Ассоциации, международное сотрудничество в области наставничества;
- информирование общественности о целях, задачах и услугах Ассоциации;
- разработка, координация и реализация проектов по наставничеству на федеральном и региональных уровнях, а также в международном контексте;
- разработка процедуры сертификации наставничества;
- создание рабочих групп экспертов и разработка стандартов качества;
- содействие коммуникации во всей области наставничества.
Формы и методы работы Ассоциации. Цель и задачи Ассоциации реализуются путем:
- организации конференций, семинаров, публикаций;
- проведения общероссийских сетевых встреч;
- инициирование исследовательских проектов;
- комментирование общественных рекомендаций и научных мнений по вопросам наставничества;
- присуждение премий за особые достижения в области наставничества;
- участие в реализации инициатив, направленных на повышение квалификации наставников;
- поддержка исследовательских проектов и экспертных докладов по проблемам наставничества.
И в заключение позвольте отметить, что состоявшийся круглый стол – еще один шаг на пути принятия новых вызовов и решения задач, которые встают перед профессиональным сообществом. Обозначенные на круглом столе вопросы и результаты работы помогут определить новые перспективы развития наставничества в Донецкой Народной Республике.
Спасибо всем за работу.
«… Быть наставником время настало
Опыт, знания передавать
Не иссякнет профессия, знаю.
Педагог также вечен, как мать…»
Заседание педагогического совета, посвященное системному развитию процесса наставничества в колледже обсудил и утвердил состав рабочей группы по реализации Программы целевой модели наставничества.
В рабочую группу вошли преподаватели колледжа, имеющие опыт работы наставничества: Болдарева И.И. (руководитель группы), Авдашкевич О.И., Дубина О.М., Кудакоцева В.А., Ларина Н.М., Лиховид О.А., Шемякова Н.М.
Члены рабочей группы провели организационное заседание, на котором обсудили содержание локальных нормативно-правовых документов колледжа, обусловленное важностью развития движения наставничества и тиражирования лучших педагогических практик.
Руководитель рабочей группы Болдарева И.И. совместно с преподавателем Авдашкевич О.И. посетили Республиканский институт развития профессионального образования и провели встречу-презентацию Программы целевой модели наставничества в ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж» с доцентом кафедры «Управление образованием, педагогики и психологии», кандидатом педагогических наук Пашковой Натальей Владимировной. Представленная программа получила положительные отзывы и одобрение.
Пашкова Н.В. ознакомила представителей колледжа с итогами круглого стола, проводимого в Институте развития профессионального образования совместно с Министерством образования и науки ДНР, посвященного обсуждению актуальных вопросов наставничества, а именно, создание Законопроекта о наставничестве, Профессионального стандарта «Наставник», региональной Ассоциации наставников, о мотивации труда наставников.